Суббота, 18.01.2025, 05:06
ГЛАВНАЯ
РЕГИСТРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
КАРТА САЙТА
ВИДЕО СТАТЬИ НОВОСТИ ФОТО ГАЛЕРЕЯ
ИСТОРИЯ ГОР
КАСТЫ
РАБСТВО
РОЛИ ГОРА
ЖИВОТНЫЕ
ФИЛОСОФИЯ
КАЛЕНДАРЬ
ОБЫЧАИ
ТАСТА
ССЫЛКИ
ПРАВИЛА GOR
СЛОВАРЬ
ВИДЕО СТАТЬИ НОВОСТИ ФОТО ГАЛЕРЕЯ
Философия Гора
Подход к жизни большинства гореан описан в гореанском архаизме:
"Не спрашивай, как жить. Просто живи."
Гореане не относятся к жизни как к тайне, что должна быть разгадана, но как к реальности, что должна быть испытана. Они наслаждаются чем могут и выдерживают то что должны. Они не опираются чрезмерно на религию, но подходят к неизвестному и непознанному сухо и буквально.
Гореане очень озабочены вопросом чести, в контексте Кодексов и в целом. Хотя главная доктрина философии Гора это не честь, а честность.
Честность с самим собой. Чаще всего это проявляется в идее, что мужчины господа, а женщины рабы, и они не должны поддаваться давлению больного общества и лгать себе насчет этого. Просто и ясно. Если вы в душе Писец, то незачем играть Воина. Если вы в душе вор - будьте вором, и не жалуйтесь на трудное детство и экономические репрессии, склонившие вас к этому. (Но смотрите ниже касательно последствий.)
Как следствие, Гореане редко лгут. Даже злые. Они часто вводят в заблуждение, носят костюмы и маски, не исправляют недоразумений или даже сходят со своего пути, чтобы создать их, и так далее, Но даже такие темные личности как Па-Кур (Pa-Kur) или Клиоменес (Kliomenes) редко лгут напрямую. Создается впечатление, что лгать для среднего гореанина это чуть ли ни хуже чем убивать или воровать. ("С другой стороны, не рекомендую лгать гореанам. Они этого не любят." цитата из "Тарнсман Гора")
Если основной доктриной философии Гора является честность, это можно понять. Если ваша вера состоит в том, что человек должен быть свободен, даже тюрьмы для преступников кажутся аморальными. (Как пример - действия Валентина Майкла Смита (Valentine Michael Smith) по отношению к тюрьмам в "Чужаке в чужой стране (Stranger in a Strange Land)". Если вы верите, что жизнь священна - возможность совершить даже необходимое убийство кажется чем-то неправильным. (Многие ли американцы до сих пор считают, что мясо берется из супермаркета?) Если вы верите, как гореане, что отвергать собственную правду - зло, даже ложи других или другим, то это имеет еще более негативное значение.
Сопутствующим аспектом этого является разбирательство с последствиями. Те из гореан, кого настигли последствия их действий, не будут тратить время, пытаясь оградить себя от судьбы. Конечно, Гор это более жесткий мир, чем Земля, и частично они просто понимают, что отпираться бесполезно. Но также Гореане, не будучи в сущности суеверными, также, похоже, имеют неистребимую веру в "судьбу".
Если кто-то дкйствует в соответствии со своей природой и честен с собой, в таком случае он может верить, что все что с ним происходит - происходит в соответствии с его природой. Неважно, как правдив ты к самому себе - если ты живешь в городе, вступившем в войну, есть большой риск что с тобой случится что-то ужасное. Но это другой вопрос. Концепция "я получу то что заслуживаю не потому что мне не везет, а потому что я этого заслуживаю" в основном объясняет, почему большинство гореан довольны своим местом, а большинство европейцев - нет.
Как только у вас появляется идея сделать что-то против своей природы, скажем, чтобы "получить" что-то, будь то материальные блага или похвальба других, вы входите в спираль погони за наживой ит жадности, которая приводит к вещизму, разрушительному потреблению, всепоглощающему чувству потраченного времени и недостатку самооценки, что мы часто видим в западной культуре. Кэбот (Cabot) однажды описал, что разница между гореанами и землянами заключается в том, что гореане живут в обществе где люди знают свое место и в основном удовлетворены ими, а на земле каждый ожидает преуспеть, но большинство терпин неудачу. Даже если человек меняет касту, это происходит не потому, что родители крестьяне хотят сына врача, или не потому, что он сам решил, что у писца больше перспектив на деньги и женщин, чем у кожевника, а потому что он чувствует, что его таланты и интересы лежат в другой области. Опять же, честность с собой.
Существует малопонятный результат этой веры - гореане, хотя они и вряд ли будут оплакивать свою судьбу, так же вряд ли станут ей покоряться. Если человек полностью уверен в том, что это оправдано, и что в конечном счете люди получают то что заслуживают, он вряд ли примет временное понижение, даже такое радикальное, как заключение в тюрьму, как свое место в жизни. В невообразимо суровых условиях в шахтах Тарны (Tharna) и Клмы (Klima), люди все же верят что могли бы быть свободными, если бы только смогли найти возможность. Это похоже на известную цитату Хейнлейн(а?): "Нельзя поработить свободного человека. Наибольшее, что вы можете сделать, это убить его".
Благородство - это хорошая вещь. Чем благороднее каждый отдельный человек, тем лучше работает общество. Как бы то ни было, никто не может сказать, что человек - не гореанин, если в его действиях нет чести как и то, что если этот человек гореанин - он благороден. Гореанский вор может подойти к вам и торжественно объявить классическое: "выбирай: деньги или жизнь!" Он даже может забрать ваши деньги и все равно вас убить. Но вы никогда не увидити гореанских писцов, присваивающих заслуги других как свои собственные. Или кузнецов, выдающих результат чужих экспериментов за собственные умения, приведшие к хорошему результату. Это совершенно не по-гореански. Не потому что это бесчестно, что несомненно так и есть, а потому, что это ложь. Ложь - это не по-гореански. Говорить об отдельном человеке или об обществе в целом, о замысле или об обычае, неправда не может долго сбивать с толка тех, кто придерживается гореанской философии. Как сказал Шекспир:
"To thine own self be true: it then follows as the night from day that thou canst not be false to any man true: it then follows as the night from day that thou canst not be false to any man."